671640, с.Курумкан, пер.Клубный, д.8
Версия для незрячих

Зеленые страницы

Курумкан - край древних легенд и преданий!


Мой отчий край в народе величают

Высокой поднебесною землей.

Великолепье темных скал венчает

Бархан- гора

Вершиной ледяной.

Н.Дамдинов


Баргузинская долина – один из красивейших уголков Бурятии, овеянный древними легендами и преданиями, место, где рождается могучий ветер «баргузин»,  самый знаменитый из всех ветров, дующих на просторах нашей Родины.   В ее восточной части, на площади в 12450 кв.км. расположен Курумканский район, который простирается между двумя величественными горными хребтами – Баргузинским и Икатским. А за Баргузинским хребтом плещется священный Байкал - могучий и таинственный, многозначный.

Баргузинская котловина является одной из типичных впадин Байкальской системы и имеет тектоническое  происхождение. Она расположена в межгорной впадине, по которой течет река Баргузин. Река Баргузин- главная водная артерия,  протяженность около 480км. Баргузин в среднем течении разветвляется на несколько рукавов, образует протоки, петли, старицы.

Множество озер соединяется друг с другом, создавая непроходимые болота, на берегу которых растут заросли тростников, где обитает большое количество водоплавающих птиц. Озер насчитывается в долине не менее 1076, среди них 20- горько соленые. Посреди горной тайги расположены обширные степи с типичными степными растениями. Значительные площади заняты лугами, болотами, имеются участки песков. Слово Курумкан происходит от тюркского «Курум»,   означающее  - каменистые россыпи в континентальный русле реки. 

«Кан» - эвенкийский суффикс уменьшительной формы. Красивое название дали нашему селу - Ку-рум-кан! В нем слышится прощальное курлыканье журавлей и нежный стук воды кипящих аршанов по камешкам, хрустальный звон горного ветра и шум вековых кедров. На территории Сибири много мест, где есть термальные и холодные источники, грязи. Один из таких уголков - Баргузинская долина.

В данной местности много минеральных источников, обладающих хорошими целебными свойствами. Только в Курумканском районе зарегистрировано более 50 минеральных источников по составу горячие, сульфатно-натриевые с содержанием радона. Земля Курумкана имеет богатую и славную историю, но она неотделима от истории всей Баргузинской долины, где на протяжении столетий  уходили и снова приходили племена, роды, кочевавшие  в поисках лучшей доли, пастбищ и охоты.  

В древности территория всего современного Прибайкалья  называлась страной  «Баргуджин- Тукум». Самыми известными древними обитателями были баргуты или аба- хорчиды.. Баргуты вели полуоседлый образ жизни, занимались скотоводством, охотой, кузнечным и гончарным ремеслами. Кроме того, у них было развито земледелие. Предание гласит, что аба-хорчиды укочевали в Монголию. После ухода баргутов долину заселили эвенки- представители различных племенных групп. В 1648 г. боярский сын во главе отряда казаков основал первый в Забайкалье  острог- Баргузинский. Пришли казаки, землепроходцы, затем крестьяне – переселенцы.

Так в Баргузинской долине  в 17 веке появились русские. Предки  бурят, ныне населяющих Баргузинскую долину,  начали переселяться в этот  край с верховьев р. Лена Иркутской губернии в 1740-х г. Кроме того, в Баргузинскую долину прибывали буряты и из других мест.  В конце 1861 года после сильного землетрясения и последовавшего за ним провала и затопления Цагаанской степи (ныне Кабанский район) в долину переселилось более 10 семей кударинских бурят шоноевского рода племени Эхирит.

Они основали село Курумкан, где впоследствии, в 1884 , была построена православная церковь. Между коренными жителями и пришлым населением установился тесный контакт. Поэтому, исторически на территории района получили развитие 3 большие религии: шаманизм, буддизм, православие. Курумкан - древняя земля, сохранившая в своем названии память о легендарной заповедной стране «Баргуджин- Тукум» и племени баргутов. На территории долины множество природных и культовых памятников - камень Буха-шулуун, озеро Боолон-Тумэр-исток реки Баргузин, местность Шулуун- Шэнэгальжин, ступа перерожденца буддийского мыслителя средневековья Нагарджуны- Соодой ламы.

Здесь находится одно  из самых почитаемых среди бурят мест – священная гора Бархан-уула. Прекрасное сочетание горных вершин и красивый вид священной горы  приковывает взор с древнейших пор и до сего времени. Эта местность овеяна бытующими в народе легендами и сказаниями, связанными с именами Гэсэра, Чингисхана, тибетского царя. По мифологии бурят, гора Бархан-уула- место прибывания Бархан-Баабай и Хажар Сагаан- нойона, хозяев Баргузинской долины, небесных повелителей, спустившихся  на землю с неба.

Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливают связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. На плато Тэптээхэй перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времен «обоо» в честь духа этой горы. Существует версия, что на этой горе был похоронен известный баргутский правитель. С вершины Тэптээхэй открывается величественная и прекрасная панорама большей части Баргузинской долины. Святое место Шэнэгальжин находится в Куйтунской степи к югу- востоку от озера Саган-нуур, на стыке Баргузинского и Курумканского районов. Как поэтично писала Е.А. Хамзина, «скала продолговатой формы.

Если смотреть на нее с запада, то она похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах, с приподнятой головой, обращенной на юг».  Культовыми памятниками являются камень Буха-шулуун,  озеро Боолон – Тумэр – исток реки Баргузин, местность Шулуун-Шэнэгальжин, ступа перерожденца буддийского мыслителя средневековья Нагарджуны – Соодой-ламы.  Содой-лама (Цыден Содоев) родился в 1846 году в местности Элэсун ныне Курумканского района.

Высокочтимый лама имел необыкновенные способности и дар ясновидения. Был добродетельным, лечил людей,  для него все люди были равны, он не делил людей на малых и великих, на бедных и богатых, выполнял любые просьбы одинаково. Не любил особых приглашений, излишеств, не стремился к материальному богатству, в еде был умерен. Отсюда следует, что высокочтимый лама помнил о торжестве десяти добрых благодеяний. Цыден Содоев на средства родственников ездил в Тибет и проходил обучение в Гоман дацане монастыря Брейбун Балдан, где изучал философию, логику, метафизику, историю, тибетский язык, санскрит и т.д.  

В 1895 году в составе делегации баргузинских бурят в Санкт-Петербург на коронацию царя Николая II выехали 6 человек – Ринчин Сотиев – главный тайша, Цыден Содоев – ширетэ дацана, Батор Натахиев, Чагдуржаб Арсаланов, Еши-Доржи Анхалиев – ламы, Жигмит Цыденов (Аранзаев). Цыден Содоев был награжден золотой памятной медалью, а остальные – серебряными. Цыден содоев в апреле 1916 года на 71 году жизни ушел в мир иной. На южной стороне родного тоонто Элэсуна,  на возвышенности в Куйтунских полях,  похоронен его прах.  

На этом месте воздвигнута ступа. Около века прошло, как не стало Соодой – Ламы, но до сих пор люди помнят и чтут его советы, поучения. Одно из красивейших мест  всего мира - это Аллинский аршан. Это удивительное место расположено в 7 км. от села Алла в ущелье гор. Красотой и величием Аллинского аршана удивляются, восторгаются и поклоняются те, кто хоть раз побывал здесь. Среди скалистых и неприступных гор и зеленого лесного массива отчетливо видны 2 скалы, расположенные в самом ущелье – священные горы Бууралтаар и Сахилтаар.

Существуют три легенды происхождения этих скал. По одной из них (ее рассказал Ринчинов Цыдып Эрхитуевич 1928 г.р., проживающий в с. Алла) большую из вершин Бууралтаар дыренцы интерпретируют так: буурал баабай – седой мужчина, умный, уважаемый. «Бууралтаар баабай» - так обращаются к духу, который олицетворяет эту вершину. Вторая вершина Сахилтаар - хатан. Сахилтаар от слова Сахилзама – блестящая, красивая. Согласно легенде, третья, маленькая скала, это их дочь, а самая маленькая и острая вершина – это их сын.

Выходит, что эти скалы представляют собой семью. В 2005 году на Аллинский аршан приезжал уважаемый Дамба Аюшеев. Увидев наши горы, он освятил их и сказал, что это действительно семья, и что детей у них больше. Хамбо-лама поведал нам, что в других местах он не встречал «бурханов», расположенных семьями, обычно встречаются по одному. И это имеет большое значение для местных жителей, их благополучия. На Аршане есть ритуальное место, где бездетные семьи вымаливают ребенка. И многие женщины, благодаря аллинскому аршану, стали матерями. По второй легенде, рассказанной Барановой Августиной Лаврентьевной 1928 г.р., проживающей в с.Алла, услышанной в свою очередь от своего деда, ехали два брата откуда-то издалека и остановились. Не простые братья, а священные.

Привязали они коней к скалам. На  благодатной земле Курумкана в настоящее время  проживают представители 10 национальностей.  Наиболее крупными из них являются буряты, русские, эвенки, татары  и др.  Многих известных людей дала миру земля Курумкана. Среди них писатели и поэты, артисты и художники, ученые и спортсмены, труженики сельского хозяйства и промышленности.

Уроженец Баргузинской долины,  народный поэт Бурятии Солбон Ангабаев  писал

«И тогда и сейчас в долине люди не делились по национальным признакам, по оседлости. Закон не писаный, а выработанный благородством природы, действовал тогда, действует и сейчас. Не делили людей на пришлых, или оседлых, коренных и некоренных. Так было и с евреями, поляками, китайцами и представителями других наций. Выработался уникальный конгломерат национальностей».

Современный Курумкан не утратил своего административного центра. Вся администрация, промышленные предприятия, больница, школы, детские сады, клубы, спортивные комитеты, поликлиника, библиотека, дом творчества находятся здесь. Через Курумкан проходит вся транспортная связь с центрами других сел, с Северебайкальским районом и со столицей республики.



[ParseError] 
syntax error, unexpected 'MESSAGE_SCROLL_DELAY' (T_STRING), expecting ')' (0)
/home/k/kurumcbc/public_html/bitrix/templates/simai.sf4biblio/footer.php:45
#0: require
	/home/k/kurumcbc/public_html/bitrix/modules/main/include/epilog.php:2
#1: require_once(string)
	/home/k/kurumcbc/public_html/bitrix/footer.php:4
#2: require(string)
	/home/k/kurumcbc/public_html/regional-studies/green-page/index.php:156